Как зарегистрировать ООО?

Общество с ограниченной ответственностью или ООО – это организационно-правовая форма для ведения бизнеса. ООО создается одним или несколькими лицами, которые вносят первоначальный уставной капитал и в будущем несут ответственность по обязательствам компании в пределах своих вкладов.

Участники общества – это собственники бизнеса. Они не всегда являются сотрудниками, каждый может получать часть прибыли (дивиденды) и участвовать в совместном принятии основных решений в компании.

Чтобы общество законно работало, нужно зарегистрироваться в налоговой инспекции. Без записи о регистрации юридического лица в едином реестре фирмы официально не существует.

Посмотреть адрес и платежные реквизиты вашей инспекции.

Записаться на прием в инспекции онлайн.


По телефону 8-800-222-2222 можно получить информацию справочного характера о приеме физических и юридических лиц и о порядке рассмотрения обращений.
Что нужно делать?

1. Выбрать способ регистрации ООО

Есть 2 способа:


1) Самостоятельная подготовка документов для регистрации.

Преимуществами данного способа станут экономия на услугах компаний-регистраторов и опыт по подготовке документов, а также опыт по взаимодействию с регистрирующими органами.

Если вы неправильно оформите документы – рискуете получить отказ, а как следствие, придется доплачивать деньги.


При самостоятельной подготовке документов для регистрации ООО затраты могут составить от 15000 рублей, где:

  • От 10000 рублей (минимальный вклад) – оплата уставного капитала.
  • 4000 рублей – госпошлина.
  • 1000-1500 рублей – оплата услуг нотариуса по заверению подписей в заявлении на регистрацию ООО (если заявители лично не присутствуют при подаче документов в ФНС).
  • От 0 до 2000 рублей – открытие расчетного счета в банке.
  • 5000-20000 рублей – организация юридического адреса (если нет возможности взять в аренду помещение или зарегистрироваться по месту жительства).
  • 500-1000 рублей – изготовление печати.

2) Услуги компаний-регистраторов.

Явными плюсами станет экономия времени на подготовку документов. А если отказ ФНС произошел по вине регистраторов, есть вероятность предоставления гарантии на возврат средств на оплату госпошлины.

Фирмы-регистраторы подготавливают и сдают за вас пакет необходимых документов. В отличие от первого способа, к затратам прибавляется стоимость услуг регистратора, которая может варьироваться от 2000 до 10000 рублей.


Минусы данного способа: дополнительные расходы, передача паспортных данных сторонним лицам, поверхностное знание собственных документов и отсутствие опыта взаимодействия с регистрирующими службами.

2. Выбрать название для компании

Регистрируя ООО, вы должны указать полное название. Оно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму, например: Общество с ограниченной ответственностью «Цветочный домик», и только русские буквы. Даже если употребляется иностранное слово, его нужно писать по-русски.

Есть возможность одновременно указать название на иностранном языке и использовать его для документов с партнерами за рубежом. Главное, чтобы все названия были официально зарегистрированы.

Есть отдельные случаи, когда закон устанавливает необходимость содержания в фирменном наименовании ООО указания на его деятельность. Например, это относится к страховой сфере, платежным системам и ломбардам. Кроме того, обратите внимание на ограничения по использованию некоторых слов, таких как «Россия», «Российская Федерация», «Олимпийский», «Москва» и другие.

Проверить уникальность подобранного названия вы можете самостоятельно через сервис поиска в ЕГРЮЛ.


Подробно о требованиях к наименованию при регистрации предприятий можно посмотреть – ст. 4 Федерального закона № 14-ФЗ.

3. Оформить юридический адрес

Юридический адрес – это тот адрес, который позволит ведомствам связываться с компанией: присылать письма, требования и уведомления. Порой внезапно и внепланово по этому адресу может прийти проверка. Налоговая служба имеет право проверять, действительно работает ли компания по указанному адресу. При обнаружении несоответствия факта с указанными данными, компанию могут исключить из государственного реестра (Федеральный закон N 488-ФЗ).

Юридический адрес нужно подтвердить, например, предоставив договор аренды или документ о праве собственности на помещение, в котором фактически ведется деятельность. Если у вас нет возможности указать фактическое место расположения компании и особенности вашего бизнеса позволяют вести дела в квартире, есть возможность указать место прописки учредителя или директора.

В каких ситуациях налоговый орган может точно отказать в регистрации по месту прописки?

  • Директор/учредитель не прописаны в этой квартире.
  • При наличии письменного заявления собственника жилья о невозможности регистрации по данному адресу юридических лиц.
  • Регистрация ООО в квартире осуществляется по временной прописке при наличии постоянной (в другом городе/районе), даже имея согласие собственника жилья.
  • Адрес прописки относится к общежитию или закрытой воинской части.
Рекомендуем заранее уточнить ваш случай в регистрирующем органе.

4. Выбрать коды видов деятельности

В специальном справочнике ОКВЭД у каждого вида деятельности есть название и цифровой код. В процессе регистрации вашей компании нужно выбрать несколько кодов, но главное – правильно указать основной. Ставки взносов и проверку системы налогообложения будут производить по нему.

В справочнике вы встретите коды с двумя и тремя знаками, но вам нужно указать код, содержащий минимум четыре знака. Это позволяет указать вид деятельности более конкретно. Например, не подойдет:

41 Строительство зданий.

41.1 Разработка строительных проектов.

Подойдет:

41.20 Строительство жилых и нежилых зданий.


Будьте внимательны при прочтении описаний вида деятельности. Подберите подходящий вашей компании набор кодов в справочнике ОКВЭД или в специальном сервисе.

5. Определить размер уставного капитала ООО

Минимальный размер уставного капитала для общества с ограниченной ответственностью – 10000 рублей. Для некоторых категорий организаций сумма уставного капитала выше.

Внесение уставного капитала производится не позднее 4 месяцев со дня регистрации общества. Уставный капитал в минимальном размере вносится только наличными или безналичными денежными средствами (с сентября 2014 года, п. 2 ст. 66.2 ГК РФ), но дополнительно есть возможность внести его и в имущественной форме.

Чтобы внести уставной капитал вам потребуется открыть расчетный счет в банке, внести на него не менее 50% от суммы УК и уже после регистрации – остальную часть.

Рекомендуем избегать размер уставного капитала, при котором возникают доли с бесконечной дробной частью. К примеру, с 3 учредителями с равными долями необходимо выбирать УК в сумме кратной трем.
6. Подготовить учредительные документы
Список документов для регистрации ООО:
1) Решение о создании юридического лица (если один участник).
2) Договор об учреждении и протокол общего собрания (если более одного участника).
3) Устав ООО.

Помимо этого, может понадобиться доверенность или выписка из реестра иностранных юридических лиц.
Документы, имеющие больше одного листа, необходимо прошить и пронумеровать.

7. Определиться с системой налогообложения

Выбирать систему налогообложения стоит начать до регистрации ООО или как можно быстрее после. Обычно ко всем компаниям сразу применяют общую систему налогообложения: уплата НДС, налога на прибыль и других налогов. Но вы можете рассмотреть специальные режимы или применять несколько одновременно. К примеру, выбрать УСН в сочетании с ЕНВД. Подробности о системах налогообложения можно посмотреть здесь: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог.


Если вы хотите перейти на упрощенную систему налогообложения – подготовьтесь заранее. Есть налоговые органы, которые принимают уведомления при оформлении ООО. Переход на УСН не осуществляют в середине года: придется ждать следующего года и выплачивать

8. Заполнить заявление на регистрацию ООО

Теперь вам нужно подать в налоговую заявление по форме Р11001.

Заявление должно быть подписано каждым учредителем. Можно подписать заявление у нотариуса, тогда всем учредителям в налоговую идти не придется.


Заявителем выступает директор или один из учредителей. Но он обязательно указывается как заявитель в заявлении на регистрацию.


Вы можете подать заявление на регистрацию ООО на портале Госуслуг. Для этого потребуется квалифицированная электронная подпись и специальная программа (ее можно скачать на сайте ФНС).

9. Оплатить государственную пошлину

Если подаете документы лично в налоговую, госпошлина – 4000 рублей. Оплатить можете на сайте налоговой, в банке или через банкомат. Предъявление квитанции об оплате необязательно, но рекомендуем сохранить. В случаях, когда вы подаете документы в онлайн формате с усиленной квалифицированной электронной подписью, через МФЦ или нотариуса, госпошлину платить не нужно – пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

10. Собрать все документы и подайте его в регистрирующий орган

Перед регистрацией ООО, у вас должны быть собрать следующие документы:

— 1 экземпляр заявления по форме Р11001;

— 1 экземпляр решения единственного учредителя или протокола общего собрания учредителей;

— 2 экземпляра устава ООО;

— 1 экземпляр квитанции об оплате госпошлины (в случае бумажного заявления в ФНС России лично или по почте, а также электронного заявления без усиленной квалифицированной электронной подписи);

— 1 экземпляр документов, подтверждающих наличие юридического адреса;

— 2-3 экземпляра уведомление о переходе на УСН (в случае выбора этого режима).

Рекомендуем взять копию договора об учреждении ООО несколькими учредителями. Он не входит в список документов, необходимых при подаче на регистрацию, но некоторые службы его требуют.

Налоговая выбирается по месту нахождения юридического лица. Она должна быть не просто налоговой инспекцией, куда сдают декларации, а именно регистрирующим органом.

11. Получить документы

Срок для регистрации юридического лица – не более 3 рабочих дней. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 3 ст. 11 Федерального закона о госрегистрации юрлиц и ИП)


На 4-й рабочий день на электронный адрес, указанный вами при регистрации, должны направить следующее:

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

— лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме № Р50007;

— устав, имеющий отметку регистрирующего органа.


В случае отказа в регистрации ООО заявитель может снова подать документы на регистрацию ООО (п. 7 ст.9 закона № 129-ФЗ).


Нужно обратиться в ИФНС в течение 3-х месяцев после отказа. Вы можете сделать это только один раз.

Надеемся, что наша инструкция по регистрации ООО оказалась для вас полезной! Вы предприниматель, состоящий в реестре СМСП или только собираетесь им стать?


Вы можете получить безвозмездную консультационную поддержку от профессиональных консалтинговых компаний Калининградской области. Обратитесь в Центр инноваций социальной сферы.

Также вы можете пройти обучающий курс: «Мой Бизнес. Налоги и льготы» – Stepik