Как зарегистрировать ИП?

Индивидуальный предприниматель (ИП) – это физическое лицо, которое прошло установленную законом процедуру государственной регистрации и осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Зарегистрироваться в качестве ИП может любой житель РФ, достигший 18 лет.
Если несовершеннолетние начинают работать по трудовому договору (с разрешения своего законного представителя) или вступают в законный брак, начать заниматься предпринимательской деятельностью они могут в 16 лет. А при оформлении нотариально заверенного согласия родителей уже в 14 лет.

Если вы пытаетесь выбрать между открытием ИП и ООО, оцените масштаб бизнеса и потенциальные риски. Процедуры регистрации ИП и сдачи отчётности проще, есть возможности сэкономить на налогах и при быстро прекратить деятельность. Но отвечать по своим обязательствам и перед кредиторами как ИП вы будете всем своим имуществом (исключение: перечень имущества, на которое нельзя предъявить взыскание, например, единственное жилье).

За последние несколько лет порядок регистрации ИП значительно изменился. Переход на электронное взаимодействие при регистрации ИП и юридических лиц ускорило процессы оформления. Но это не исключило возможность осуществления ошибок – предпринимателям по-прежнему необходимо быть последовательными и внимательными при подаче регистрационных документов. Рассмотрим основной порядок действий для открытия бизнеса как ИП

1. Выбрать способ регистрации ИП

Есть 2 способа:


Самостоятельная регистрация.

При соблюдении правил регистрации это сделать достаточно просто. При этом вы получите опыт и сэкономите деньги. Расходы могут составить около 1300 рублей, из которых:

  • 800 рублей – уплата госпошлины.
  • 500-1000 – рублей изготовление печати.
  • От 0 до 2000 рублей – открытие расчетного счета в банке.
  • Регистрация ИП с помощью компаний-регистраторов.

Регистрация ИП с помощью компаний-регистраторов.

В этом случае к предыдущему перечню добавляется стоимость услуг компаний-регистраторов. Дополнительные расходы – основной минус данного способа, помимо факта передачи паспортных данных сторонним лицам и поверхностного знания происходящей регистрации.

2. Выбрать наименование ИП

Вы наверняка замечали в чеках магазинов и кафе часто обозначено что-то вроде «ИП Коваленко Михаил Викторович». Все потому что индивидуальный предприниматель – это физическое лицо в официальных документах именуется по ФИО. Что это значит? Что именно это имя будет присутствовать на всех чеках, бланках, накладных и других документах, причастных к вашей коммерческой деятельности. Однако ИП может зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания, а также использовать коммерческое обозначение, не нуждающееся в регистрации и отражающее деятельность компании.


Если вы собираетесь зарегистрировать товарный знак и продвигать выбранное название, нужно убедиться, что оно не используется другой организацией. Иначе законный владелец может потребовать деньги за его использование. Ознакомьтесь с реестром зарегистрированных товарных знаков на сайте Роспатента.

Зарегистрировав товарный знак, вы можете заказать оригинальную печать. Официальное наименование (ФИО) отмечается на оттиске печати вместе с адресом ИП и основным государственным регистрационным номером предпринимателя, в центре может указываться название и логотип.

3. Определитесь с направлениями деятельности

ИП может выбрать несколько видов деятельности или заниматься чем-то одним. В будущем можно добавить другие направления, которые раньше вообще не выбирали. Главное определить основное направление, так как это может повлиять на налоговые выплаты, разрешения и лицензии.

Вид деятельности выбирают из справочника ОКВЭД – специальном классификаторе с названиями и кодами. Эти коды указывают в регистрационных документах. Вы можете подобрать коды ОКВЭД в специальном сервисе. Достаточно ввести название планируемого вида деятельности и вы получите перечень подходящих кодов.


В специальном справочнике ОКВЭД у каждого вида деятельности есть название и цифровой код. В процессе регистрации вашей компании нужно выбрать несколько кодов, но главное – правильно указать основной. Ставки взносов и проверку системы налогообложения будут производить по нему. В справочнике вы встретите коды с двумя и тремя знаками, но вам нужно указать код, содержащий минимум четыре знака. Это позволяет указать вид деятельности более конкретно. Например, не подойдет:

41 Строительство зданий.

41.1 Разработка строительных проектов.

Подойдет:

41.20 Строительство жилых и нежилых зданий.

4. Выбрать место регистрации ИП

Адресом регистрации ИП выступает адрес регистрации физического лица по паспорту (адрес места жительства).


Если у вас есть штамп о постоянном месте регистрации, вы можете зарегистрироваться по адресу места пребывания (по временной регистрации).

5. Выбрать систему налогообложения

От выбора системы налогообложения зависит возможность заниматься определенным видом деятельности, сумма для уплаты налогов и виды отчетности для сдачи.


Если ИП не выбрал специальный режим, по умолчанию ему присваивается ОСНО – общая система налогообложения. В этом случае необходимо оплачивать налог на доходы и НДС, почти как фирма. На этой системе учет сложнее, а поводов для проверок больше.


Кроме ОСНО существует несколько налоговых режимов:


Многие предприниматели выбирают УСН и платят налог с дохода или с разницы между доходами и расходами. Чтобы определиться с подходящим для вас выбором, посчитайте заранее выгоду для конкретного вида деятельности.


УСН предполагает наличие ограничений по обороту, количеству сотрудников и видам деятельности и сдачу декларации раз в год. Уведомление о выборе данной системы налогообложения можно подать вместе с пакетом документов на регистрацию или с нового календарного года (не позднее 31 декабря (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).


Выбирая ЕНВД вы платите не от фактического дохода, а от вмененного. Данный специальный режим можно применять вместе с другими. Декларация сдают ежеквартально. Чтобы перейти на него, нужно подать заявление в налоговую, но обратите внимание – такой режим налогообложения введен не везде.


ЕСХН — специальный налоговый режим, разработанный и введенный специально для производителей сельскохозяйственной продукции, например, агрофирм. ИП, не производящие с/х продукцию, а только осуществляют ее первичную или последующую (промышленную) переработку, не имеют права применять эту систему. ЕСХН заменяет налог на прибыль, имущество и НДС. Его выплачивают два раза в год, а декларацию сдают по итогам года.


Данная система присутствует не во всех регионах и используется не для всех видов деятельности. Вы покупаете патент на конкретный вид деятельности на несколько месяцев или год. При ведении МП нескольких видов предпринимательской деятельности патент приобретают отдельно на каждый из видов деятельности.


Налог не зависит от фактического дохода. Например, покупая патент для парикмахерской вы платите за него фиксированную сумму двумя платежами. А если доход будет больше, вам не придется доплачивать. Важно вносить плату вовремя – право на патент легко потерять. Ознакомиться с основными особенностями системы можно прочитать на сайте ФНС в разделе ПСН (патентная система налогообложения). На этом же сайте найдете калькулятор, который позволит заранее рассчитать стоимость патента.


Для каждой системы есть отдельная глава в Налоговом кодексе. До регистрации рекомендуем проконсультироваться с бухгалтером, сотрудником в налоговой инспекции или другим экспертом, чтобы разобраться во всех нюансах каждого варианта. Любой предприниматель, состоящий в реестре СМСП, или тот, кто только начинает свое дело, может получить консультацию от Центра «Мой бизнес» совершенно бесплатно. Профессиональные консалтинговые компании помогут рассмотреть условия и преимущества систем налогообложения и выбрать наиболее подходящую вам. Узнать подробнее.

6. Подать заявление на регистрацию

Подать в налоговую нужно следующие документы:

  • заявление о регистрации в качестве ИП по форме Р11001;
  • копию всех страниц паспорта.

Вместе с документами на регистрацию можно подать уведомление о применении специального режима налогообложения (или сразу после регистрации в пределах установленного срока).


Регистрация предпринимателя происходит по его прописке в паспорте (если прописки нет, можно подавать документы по адресу временной регистрации). Узнать адрес своей налоговой или МФЦ.

Записаться на прием в инспекции онлайн.


Также вы можете подать заявление на регистрацию ООО на портале Госуслуг. Для этого потребуется подтвержденная учетная запись, с усиленная квалифицированная электронная подпись и специальная программа (ее можно скачать на сайте ФНС).

7. Оплатить государственную пошлину

Если подаете документы лично в налоговую, госпошлина – 800 рублей. Оплатить можете на сайте налоговой, в банке или через банкомат. Предъявление квитанции об оплате необязательно, но рекомендуем сохранить. В случаях, когда вы подаете документы в онлайн формате с усиленной квалифицированной электронной подписью, через МФЦ или нотариуса, госпошлину платить не нужно – пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

8. Получить подтверждение регистрации

Через 3 рабочих дня на вашу электронную почту, указанную в заявлении Р21001, придёт лист записи выписку из единого реестра – ЕГРИП. Свидетельство о регистрации сейчас не выдают.

Если налоговая инспекция отказала в регистрации, основаниями могут стать случаи, указанные в законе. Часто, причиной этому становится неправильное заполнение документов. Вы можете исправить ошибку подать их снова.


Для определенных видов деятельности помимо регистрации нужно подать уведомление о начале деятельности и пройти эту процедуру лицензирования, иначе бизнес может оказаться незаконным.

При регистрации ИП становление на учет в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования происходит автоматически. ИП платит ежегодные взносы за себя, никакие документы в фонды за себя оформлять и сдавать не нужно.


Для самостоятельного получение больничных и декретных пособий вы можете можно заключить договор с Фондом социального страхования и отдельно оплачивать взносы. Узнать подробнее о страховых взносах ИП.


Вы предприниматель, состоящий в реестре СМСП или только собираетесь им стать?

Несмотря на подробную пошаговую инструкцию у вас осталось много вопросов и вам требуется помощь? Вы можете получить безвозмездную консультационную поддержку от профессиональных консалтинговых компаний Калининградской области. Обратитесь в Центр инноваций социальной сферы.


Также вы можете пройти обучающий курс: «Мой Бизнес. Налоги и льготы» – Stepik